Отчет о работе КП ДОУ 2020-2021гг
01.06.2021
Отчет
консультативного пункта МКДОУ Детского сада «Ласточка»
о проделанной работе
Многие
исследователи прошлого и современности говорят об уникальности семьи как одного
из социальных институтов. По мнению многих авторов, семья – самый первый и
наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребёнка. Ведь именно в
семье перед ребёнком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир. И
от семьи во многом зависит, каким этот мир будет восприниматься ребёнком:
интересным, волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и
враждебным. В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование
его в полном объёме является условием гармоничного роста и развития ребёнка,
полноценного формирования его личности.
К
сожалению, как показывают исследования, сегодня наблюдается неэффективное
использование воспитательного потенциала семьи. У родителей отсутствует
программа воспитания, в основном оно стихийно, их педагогические знания
отрывочны, нет чётких представлений о возрастных и психических особенностях и
потребностях ребёнка, они не умеют анализировать свои методы воспитания. И как
следствие – частые ошибки, снижающие его результативность. Неправильное
отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьёзным проблемам в
формировании личности ребёнка. Поэтому родителям необходима консультативная
помощь специалистов.
Психолого-педагогическую
информацию родители могут получать из разнообразных источников. Наиболее
популярны среди них Интернет, периодическая печать, теле- и радиопередачи,
научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью,
информативностью, наглядностью. Но их недостатком является отсутствие
возможности учесть уникальность семьи, ребёнка, непосредственно
ответить на вопрос каждого родителя.
Более
компетентными в этом оказываются специалисты дошкольных образовательных
учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать
развитие ребёнка, получить «обратную связь» от родителей. Одной из таких форм
является организация консультативных пунктов на базе ДОУ для родителей
(законных представителей), воспитывающих детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
Консультативные
пункты призваны оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых
нет возможности регулярно общаться с педагогами и другими специалистами,
работающими в ДОУ, а также помочь гармоничному развитию детей.
Одной из
основных задач нашего консультационного пункта является оказание
помощи родителям детей, не посещающих ДОУ, по различным вопросам
воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста. Если же семья
принимает решение воспитывать ребенка дома, то она, безусловно, может
рассчитывать на поддержку специалистов консультативного пункта вплоть до
поступления в школу.
Цели создания консультативного пункта:
- обеспечение
единства и преемственности общественного и семейного воспитания;
- поддержка
всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
Основными
принципами работы консультативного пункта являются:
- добровольность,
- компетентность;
- соблюдение
педагогической этики;
- отношения
родителей (законных представителей) воспитанников и специалистов
консультативного пункта ДОУ строятся на основе сотрудничества и уважения к
личности ребенка.
Для
обеспечения деятельности консультативного пункта в 2020-2021 учебном году был
разработан следующий перечень документов:
- Изменения
к Положению о консультативном пункте;
- План
работы с неорганизованными детьми и родителями, воспитывающих детей в семье;
Описание деятельности:
-
Первоначально мы собирали сведения о семьях дошкольников, не посещающих
ДОУ.
- Разместили
объявления на сайте ДОУ.
- Организовали
телефонную горячую линию для родителей детей, не посещающих ДОУ,
экскурсию по детскому саду.
- Познакомили
родителей с планом работы консультативного пункта.
В
этом 2020-2021 учебном году в соответствии с Постановлением Главного
Государственного Санитарного Врача РФ № 16 от 30.06.2020г. внесены некоторые
изменения в план работы Консультативного Пункта МКДОУ Детского сада «Ласточка»,
а именно в пункте 3:
3. Организация деятельности и основные формы работы
консультативного пункта
3.5. Формы
работы консультативного пункта:
– очные
индивидуальные консультации для родителей (законных представителей);
– коррекционно-развивающие
занятия с ребенком без родителей (законных представителей);
– Добавлена
новая форма работы психолого-педагогического консультативного пункта –
совместное «проживание» праздничных мероприятий.
3.6.
Консультативный пункт работает один раз в месяц согласно плану, утвержденному
заведующим ДОУ.
При первой
встрече родители сообщают, какой вопрос их интересует, выбирается удобное время
для посещения консультативного пункта. Исходя из заявленной тематики,
администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который
владеет необходимой информацией в полней мере. Помощь оказывается бесплатно.
Предварительная
запись родителей по телефону к специалистам на консультацию адресуется
администрации ДОУ. Родители сообщают, какая проблема их волнует, и определяют
наиболее удобное для них время посещения консультационного центра.
Практика
общения с родителями позволила нам выявить наиболее типичные проблемы,
волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.
Так, к
основным проблемам можно отнести:
·
невозможность посещения ребёнком дошкольного
учреждения из-за нехватки вакантных мест.
·
преодоление адаптационного периода у будущего
воспитанника детского сада. Вопрос особенностей развития детей преддошкольного
возраста является актуальным вопросом для многих родителей, которые нуждаются в
практических рекомендациях по продвижению своего ребёнка в разных сферах
деятельности: интеллектуальной, физической, социальной,
художественно-эстетической, коммуникативной. В этой связи перед нами стоит
задача профилактики возможных нарушений при адаптации детей.
·
готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема
волнует родителей детей старшего дошкольного возраста. Дети, не посещающие ДОУ,
часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко
осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой
системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована
мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и
усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и
адаптация к школьной жизни у них затруднена. С другой стороны, существует ещё и
социальная проблема. Основным преимуществом детского сада является возможность
для ребёнка общаться со сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей
ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Чтобы школа не
превратилась для ребёнка и его родителей в «сплошной кошмар», важно вовремя
помочь семье.
·
Интересуют родителей и вопросы послушания ребёнка, организация
его досуга и многое другое. Родители получают ответы на свои вопросы, и мы,
стараемся развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать
воспитательные воздействия.
Анализ эффективности работы:
Родители,
которые неоднократно обращаются в консультативный пункт, со временем
раскрываются, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным
опытом и впоследствии доверяют своих детей нашему ДОУ. Данная вариативная
форма деятельности МКДОУ позволила обеспечить педагогическое
консультирование родителей с учетом их запросов и потребностей и создать
условия для привлечения семей воспитывающих детей предшкольного
возраста на дому к поступлению в ДОУ.
Общее количество обращений в ДОУ -
14 чел.
Оказана помощь:
-
Методическая (2 консультации)
-
Психолого-педагогическая (10 консультаций; 4 занятия)
-
Предварительная работа с детьми (подготовка к
утренникам)
-
Совместное «проживание» праздников ДОУ.
Проведенная
работа в консультативном пункте в течении года позволила нам определить
наиболее эффективные формы сотрудничества с родителями.
·
Обеспечение родителей необходимой информацией на
печатных и электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождение,
анкетирование, подборки практического материала, фото- и видеоматериалы).
·
Ответы на обращения родителей, заданные по телефону.
·
Консультирование воспитателями родителей —
индивидуальное и групповое. Консультации проводятся исходя из запроса родителей
и с учётом особенностей развития детей.
Во время
индивидуальных встреч родители получают рекомендации по вопросам воспитания и
обучения. Оказываем помощь в создании в семье коррекционно-развивающею среды:
советуем, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что
можно сделать своими руками для развития познавательных процессов. Знакомим с
детской литературой; обучаем родителей несложным приемам и упражнениям на
развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной гимнастики.
Групповое
консультирование осуществляем следующим образом: в состав группы подбираем
родителей, озабоченных однотипными проблемами в развитии и воспитании детей,
такое деление на группы позволяет создать доверительную атмосферу при
обсуждении тем. Работая в микро-группе родители видят, что они не одиноки в
своих проблемах и тревогах, узнают пути, которыми другие родители решают
возникающие трудности.
Интересной
и результативной формой работы с родителями – является практическая
деятельность с родителями. Это проведение мастер-классов, (как правильно
заниматься с детьми; как относиться к ошибкам и исправлять их). Считаем, что
организация таких практикумов целесообразна, так как родители приобретают
определённый педагогический опыт.
Анализируя
деятельность по работе консультативного центра, следует отметить ряд
трудностей, с которыми мы столкнулись:
— с целью
привлечения родителей к деятельности нашего консультативного пункта мы
вынуждены искать разнообразные пути информирования населения о нашей работе;
—
отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к неадекватной оценке
возможностей ребёнка: завышение или занижение требований приносит отрицательные
плоды. Следовательно, коррекционно-педагогическая помощь и поддержка такой
семьи предполагает длительную, тщательную, кропотливую работу.
В
заключении хочется отметить, наша основная задача заключается не только в
предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной,
своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить
и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком
дома, в формировании практических навыков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.08.2021
Дата обновления: 08.08.2021
Дата публикации: 01.06.2021